Комплекс сакральных камней из д. Могильницы (д. Дубровка) и фаллический камень погоста Рудина Слободка (Мышкинский МО)
Чернецова С.Б. (г.Ярославль)
Карсаков О.Б. (г.Мышкин)
1. Сакральный комплекс из д. Могильницы (д. Дубровки)
Три совершенно удивительных и примечательных камня до начала ХХ в. находились на окраине деревни Могильниицы, расположенной недалеко от г. Мышкина при впадении р. Юхоти в Волгу [1]. Они стояли рядом, образуя своеобразную группу на вершине одного из больших курганов. Вся эта местность в 1878 году обследовалась археологом А.И. Кельсиевым, который зафиксировал здесь на второй террасе правого берега Юхоти большой комплекс частично распаханных крестьянами курганов 11-13 веков [2]. По его мнению, вся деревня Могильницы была построена на курганах, отчего она и получила своё название. Жители при рытье погребов долгое время находили кости. Сейчас невозможно сказать, обратил ли внимание А. Кельсиев на группу из трёх камней, но они стояли на кургане, который местные крестьяне трогать не решались и в полевых работах обходили стороной. Незадолго до революции 1917 года местный управляющий по каким-то причинам распорядился перетащить камни из д. Могильницы в село Дубровки, где жил сам. Для осуществления чего были наняты мужики близлежащей д. Кириловки. Камни были размещены в центре старой части Дубровок напротив дома, где жил сам управляющий (фото №1).
В Дубровке камни благополучно достояли почти до конца ХХ века. Но в1975 г. археологу К.И. Комарову местные жители из д. Могильницы ещё успели показать украшения из кости, найденные при строительстве колхозной фермы в 30-х г.г., когда были срыты два последних кургана[3]. Эти данные подтвердила сотрудница «Эрмитажа» М.Д. Семиз, проживавшая в Мышкине и неоднократно выступавшая экспертом в атрибутировании древностей, хранившихся в музеях г. Мышкина и г. Углича. По её словам место это у местных жителей считалось «нехорошим», трогать его было нельзя. Именно Милена Душановна и обратила внимание молодого учителя и краеведа Владимира Гречухина на эти камни, охарактеризовав их, как «древние и особенные, требующие сохранения» [4].
На территорию «Народного музея» в г. Мышкине они были перевезены в2005 г. в связи с тем, что земля в Дубровках стала активно продаваться и застраиваться частными домовладениями. Один из камней был вынут из фундамента строящегося по соседству дома. Сейчас они являют частью экспозиции и установлены во дворе музея в том же порядке, в каком находились в Дубровках на момент их вывоза (фото № 2)
В комплексе были расположены три камня. Два валуна (№1 и № 2) - разные по размерам, имеют следы тщательной обработки и характерную «грибную» форму. Третий камень (№3) - необработанный, неправильной «менгироподобной» формы. Имеет следы многочисленных сколов и разломов, возможно в силу воздействия огня.
Камень №1 «Большой» – Представляет собой тщательно изготовленное каменное изваяние, из зернистого по структуре камня, вероятно, гранита. Имеет сложную форму – напоминает четырёхгранную в основании пирамиду с двумя, соединёнными между собой вершинами. При изображении в фас – у изваяния треугольная форма, при изображении в профиль – четырёхугольная форма. Приземистое массивное «тело» камня постепенно сужается к вершине. Вершина, в свою очередь, больше всего похожа на некое подобие шляпы с небольшим, но рельефно выделенным выпуклым «околышем». Четырёхгранное сечение камня прослеживается по всей высоте камня, в том числе оно четко выделено и в конфигурации «околыша».
Цвет камня – естественного серого оттенка, без следов технологического окрашивания. В цветовом плане, несколько отличается только сам «околыш», он более светлый и имеет заметный розоватый оттенок. Скорее всего, при изготовлении изваяния с этой целью, была использована природная особенность валуна-заготовки, имевшего слоистое включение более светло оттенка.
Высота камня – 95 см. Максимальная ширина передней стенки – 100 см.. Максимальная ширина боковой грани – 83 см.. Длина окружности по нижнему основанию камня – 305 см.. Длина окружности «околыша» - 265 см.. Ширина полей «околыша» - 10-15 см.. Высота шляпы – 18-20 см.
Камень №2 «Маленький» - так же как и первый камень – это изваяние из гранита. По форме больше всего напоминает гриб с маленькой шляпкой и массивной, очень широкой в основании ножкой. При изображении в фас – у изваяния характерная треугольная форма. Изваяние, как бы плавно сплющено по бокам, но явной четырёхугольной формы в боковом сечении – не прослеживается. Ножка камня имеет естественный оттенок темно-серого гранита. Особенностью этого камня является технологическое окрашивание небольшой выпуклой шляпки камня. Она имеет характерный яркий коричневый (охристый?) цвет и следы полировки камня. По технологии изготовления и окрашивания шляпки именно этого камня напрашиваются возможные аналогии с камнем из Рудиной Слободки (Мышкинский р-он Ярославской обл.) и из г. Плес (Ивановская обл.).
Высота камня – 80 см.. Максимальная длина окружности ножки камня - 220 см.. Длина окружности шляпки камня – 100 см.
Камень № 3 - Третий камень - необработанный, вытянутой формы сильно обожжен и имеет многочисленные сколы и трещины.
Сакральное значение этих камней для местного населения хорошо видно на том примере, что они сохранялись местным населением даже после разрушения существовавшего древнего погоста. Более 600 лет русские крестьяне добровольно опахивали место древнего кургана, не решаясь убрать эти валуны [5]. По своей форме и технологии изготовления камни в окрестностях Мышкина очень напоминают фаллический камень из г. Плес (Ивановская обл.) и знаменитый Новгородский (Шекснинский) идол [6].
2. Камень из погоста Рудина Слободка
Пожалуй, самым знаменитым почитаемым камнем из окрестностей Мышкина является камень с погоста Рудина Слободка [7]. Этот интереснейший камень «грибной», т.е. фаллической формы прекрасно сохранился до наших дней и в настоящий момент украшает собой одну из экспозиций «Народного музея» в Мышкине (фото № 3)
К нему приезжали люди не только из близлежащих деревень и сёл, но и издалека. До 60-х г.г. ХХ в. (до момента закрытия храма) у местного населения существовала традиция при посещении храма обходить церковь кругом по часовой стрелке и непременно, в конце обхода, нужно было посидеть на камне. Камень считался лечебным, его берегли. Не позволялось неуважительное отношение к нему.
Это тщательно выполненное каменное изваяние. По форме больше всего напоминает гриб, но может интерпретироваться и как фаллос. Порода – гранит. Поверхность «шляпки» - шлифованная имеет характерный блеск. В центре «шляпки» имеется идеально ровная плоская поверхность – «столешница», от которой идет определённый скос к краям. Вся «шляпка» имеет яркий буро-охристый цвет. Толщина краёв шляпки – 18 см.. Ствол «ножка» изваяния выполнен по какой-то другой технологии, т.к. по всей его поверхности имеются следы мелких сколов обработки. Он имеет естественный цвет серого обработанного гранита и этим заметно отличается от «шляпки».
Размеры - высота изваяния 64см., максимальная окружность основания «ножки» - 153 см.,, окружность «шляпки» - 218 см.. Всё изваяние имеет в сечении форму неправильного треугольника, вытянутого в одном направлении. В целом, в формате музейной экспозиции, изваяние производит впечатление неустойчивой конструкции, которое не может самостоятельно стоять без дополнительных точек опоры или же не будучи врытым в землю. Это подтверждается и словами музейных сотрудников, которые испытывали определённые трудности с установкой памятника, как во дворе музея, так и непосредственно в экспозиции. Поскольку основание изваяния «ножка» имеет форму сужающегося к низу конуса, нельзя исключить, что вся конструкция вставлялась в какую-то ныне утраченную каменную основу-платформу.
Доподлинно известно, что когда-то он стоял в урочище на вершине кургана недалеко от храма [8]. Это место расположено на современном берегу Волги, предположительно на одной из песчаных дюн (ныне заросших молодыми соснами), примерно в 1 км. к СВ от храма погоста. Следует учитывать, что рельеф данной местности подвергся значительным антропогенным изменениям в ходе подъема уровня воды Волги в 40-е г.г. ХХ века. Эта территория бывшей Сменцевской волости оказалась на 10 % затоплена. Считалось, что камень излечивает от болезней нижней части тела (ноги, поясница, репродуктивная система). Есть определённые сведения, что «в определённые дни к нему приходили люди с дарами, примерно так же, как это делается на Пасху». Камень был вывезен в 90-х г.г. 20 в. от храма в Рудиной Слободке В. Гречухиным, директором Нородного музея в Мышкине. Находился у внешней ЮВ стены алтарной части храма
По сведениям, собранным В. Гречухиным и О. Карсаковым к стенам храма камень был перемещён в конце 19 в. Храм в Рудиной Слободке - Во имя Тихвинской иконы Божией матери находится при погосте Рудина Слободка, ныне территориально относящейся к д. Синицино (Зарубинский с/с). Ранее погост Рудина-Слободка был погостом Сменцевской волости. Храм построен в 1787-1795 г.г. на средства прихожан. Есть определенные данные, что храм построен на месте старой средневековой деревянной церкви. Расписывался в 1880 г.г. Престолы храма: во имя Тихвинской иконы Божией матери; во имя Архангелов Гавриила, Рафаила, Варахиила и Иеремила; святителя Николая чудотворца. Закрыт храм в августе 1961 г. В 1968 г. разобраны и увезены полы. Около Рудиной Слободки издревле располагались многочисленные деревни «горшалей», крестьян, занимавшихся гончарным промыслом. Храмовый комплекс построен на их средства, погост является религиозным центром «горшалей».
При храме имелась более, древняя чем сам храм, привратная деревянная часовня, встроенная в западную часть ограды храма, что напротив главного входа. Храм доныне сохранил свой первоначальный комплекс построек - ограду с башенками, Святые ворота к дороге и к Волге. «Зимняя церковь» пристроена в 1871 году.
Есть некоторые обрывочные данные, что местный священник в конце 19 - нач. 20 века пытался бороться с сакральной (языческой) славой камня. Скорее всего, что инициатором переноса камня к стенам храма был о. Александр Невский, служивший здесь в конце 19 – н. 20 века. Но нельзя также исключать, что инициатива переноса камня к стенам храма появилась при непосредственном участии известной в народе старицы Ксении Красавиной (1842-1940), чья землянка находилась неподалёку от погоста (и возможно недалеко от камня!) Рудина Слободка. Известно, что Ксения поселилась здесь в 60-х г.г. 19 в. и более 30 лет прожила «в затворе», изредка выходя из леса помолиться в здешнем храме[9]. Она много общалась с местным батюшкой о. Александром Невским. Дважды её посещал Иоанн Кронштадский. Сложно понять причины, по которым молодая 19-летняя Ксения избрала для уединения именно лес, а не монастырь. Есть мнение, что на неё мог повлиять распространенный в этих краях опыт образа жизни особых «келейниц», или как их еще называли «векоуш». Это были «мирские монашенки», посвятившие себя Богу, и проживавшие в окрестностях местных деревень, в своих келейках, обычно рядом друг с другом. Весь быт и образ жизни «келейниц» был чисто монашеский и сами келейницы имели неразрывную связь с обителями. Но «векоуши» обычно селились рядом целыми селениями, а Ксения выбрала совершенно уединенное труднодоступное место. Известно, что её уединенная землянка находилась в глухом лесу к северу от храма погоста в Рудиной Слободке. Место, где полосой идут сухие сосновые боры с песчаной почвой. За ними начинаются сырые заболоченные низины, заросшие древним ельником. Кое-где среди болота имеются небольшие всхолмления – «острова», на одном из которых и поселилась старица [10].
Считалось, что камень излечивает от болезней нижней части тела (ноги, поясница, репродуктивная система). По устоявшимся повериям, для излечения на нём полагалось посидеть. Есть определённые сведения, что «в определённые дни к нему приходили с дарами, примерно так же, как это делается на Пасху»[11]. Люди к камню приезжали издалека. Никаких данных о массовом паломничестве к этому камню, как до революции, так и после в местной краеведческой литературе отследить не удалось.
Летом 2011 г. во время осмотра бывшего места камня у стены храма, была опрошена жительница пос. Волга, уроженка с. Синицино 1956 г.р., навещавшая могилы своих родных. Она рассказала, что знала этот камень у стены храма с глубокого детства. От неё же стало известно, что у местного населения существовала традиция при посещении храма обходить церковь кругом по часовой стрелке с непременным атрибутом сидения на камне. Женщина подтвердила, что камень считался лечебным, его берегли. Традиция обхождения храма и сидения на камне шла, по всей видимости, ещё с 19 в. (с момента переноса камня), т.к. носителями традиции были очень старые женщины окрестных сёл, в том числе и её бабушка, которой к её 5-летнему возрасту было уже за 90 лет. Этот обряд сохранился и после закрытия храма в 1961 г. Скорее всего, что забываться эта традиция начала уже в 90-х г.г. после вывоза камня в Мышкин, но при осмотре места у храма было замечено, что место это вытоптано и регулярно посещается.
Вплоть до переноса камня в музей, его особо опекала семья Гусенковых. Некоторые члены этой фамилии ныне живут в пос. Волга, расположенном немного севернее Рудиной Слободки. Интересно, что в документах нач. 18 века, как межевой фигурирует камень «с гранью» - Мардас, расположенный, как сейчас принято считать где-то в р-не современного железнодорожного моста через Волгу, рядом с одноименным поселком [12]. Единственным ориентиром в качестве привязки может служить упомянутый там «Малынский ручей»). По устоявшемуся в краеведческой литературе мнению, Мардас пропал в конце 19 века, примерно в то же время, когда со своего места был «изъят» камень-гриб. Как гипотеза высказывается мнение, что исчезновению Мардаса способствовала очистка русла реки Волги. Заметим, что между Рудиной Слободкой и пос. Волга меньше 7 км. Сам посёлок возник только в 20 веке в годы индустриализации. Нельзя исключать, что легендарный Мардас и фаллический камень – один и тот же объект.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА:
1 Эти камни уже упоминались ранее. См. Корсаков О.Б. Культовые камни в окрестностях Мышкина// Опочининские чтения. Мышкин, 1991. Вып. 1. С. 54-57.; Ерохин В., Чернецова С., Курдюков В. Новые данные о культовых камнях Ярославского Поволжья (по материалам полевых экспедиций 2009-2011 гг.) // История и культура Ростовской земли. 2012. – Ростов. 2012. - С. 351-363.
2 Кельсиев А.И. Отчет о раскопках, произведенных в Ярославкой и Тверской губерниях //Антропологическая выставка ИОЛЕАЭ. Т. II. М. 1878-1879. С.295-308; Никольский Ф. Путеводитель по Ярославской губернии. Ярославль. 1859. С. 65.; АКР. Ярославская область. М. 2005. С. 292
3 АКР. Ярославская область. М. 2005. С. 292
4 Информация записана со слов Карсакова О.Б.
5 Карсаков О.Б. Указ. соч… ..С.53.
6 Панченко Г.В., Чернецова С.Б. Панченко Фаллический культовый камень из г. Плёса и его ближайшие аналоги в Верхнем Поволжье [Электронный ресурс: режим доступа–http://www.gvw-rggu.narod.ru/section/section3/stati2012/Panchenko_Chernetsova.htm]
7 См. См. Корсаков О.Б. Культовые камни в окрестностях Мышкина// Опочининские чтения. Мышкин, 1991. Вып. 1. С. 54-57.; Ерохин В., Чернецова С., Курдюков В. Новые данные о культовых камнях Ярославского Поволжья (по материалам полевых экспедиций 2009-2011 гг.) // История и культура Ростовской земли. 2012. – Ростов. 2012. - С. 351-363.; Карсаков О.Б. Мышкин – город классической провинции. Ярославль, 2007. С. 82-83.
8 Изучением истории камня с погоста Рудина Слободка занимались в 90-е г.г.ХХ в. краеведы и создатели «Народного музея» в г. Мышкине Владимир Гречухин и Олег Карсаков. Информация получена в ходе их опроса старожилов близлежащих деревень и сел.
9 Гречухин В.А. Последняя старица. Мышкин. 2008. С. 44-51; Корсаков О.Б. Культовые камни в окрестностях Мышкина// Опочининские чтения. Мышкин, 1991. Вып. 1. С. 32 - 51 .
10 Гречухин В.А. там же …С. 41.
11 Карсаков О.Б Культовые камни в окрестностях Мышкина…. С. 51-54.
12 Акты угличской провинциальной канцелярии 1719-1726. «Перечень рыбных ловень» // Труды ЯУАК. 1909. М. - кн. V. Т. II. С. 232-262;