Современные проблемы формирования у курсантов

военного учебного заведения  способностей  к преодолению

военно-профессиональных трудностей (в аспекте

военного реформирования 2000-х гг.)

Зосимчук В.Н.

Ярославское  высшее  зенитное  ракетное  училище  ПВО

 

Под педагогическими условиями обычно понимают необходимую и достаточную совокупность взаимосвязанных влияний педагогического процесса, соблюдение которых обеспечивает достижение курсантами более высокого уровня проявления способностей к преодолению профессиональных
трудностей.

Для успешного формирования способностей у курсантов военного вуза, необходима актуализация потребности курсантов в преодолении профессиональных трудностей в будущей деятельности. В противном случае рассогласование у курсантов мотивационной и операциональной сферы профессиональной деятельности приводит к тому, что мотивы, опережают способности и возможности, то есть курсанту, казалось бы, надо адаптироваться, приспосабливаться к требованиям профессиональной сферы, а ему хочется скорее приступить к творчеству в профессии. При этом может случиться так, что мотивы творчества окажутся несостоятельными. Другими словами будущий офицер окажется не готов к преодолению профессиональных трудностей.

Для реализации данного педагогического условия в учебно-воспитательном процессе необходимо обеспечить:

разъяснение необходимости формирования способностей к преодолению профессиональных трудностей у курсантов военного вуза (проведение
встреч с выпускниками, курсантами старших курсов, преподавательским составом, ветеранами и т.д.);

участие курсантов в конкурсах и викторинах, сборе научного материала и выступления на различных конференциях, подготовку выступлений на заседаниях кафедр и методическом совете вуза;

организацию работы научных кружков и обществ;

участие в разработке и проведении как отдельных элементов, так и в целом учебных занятий;

возможность выбора курсантами тематики и форм проведения контрольных мероприятий;

участие в подведении итогов учебной деятельности и отражении их в ротных газетах и боевых листках и т.д.

Преподаватель должен организовывать не только взаимодействие с курсантами, но и обеспечить формирование у последних умения конструировать свои творческие способности, авторские замыслы, создавать возможности заданной и диалогической структуры взаимодействия преподавателя с обучающимися. Это означает, что преподаватель выступает не «предметником», а, прежде всего, организатором целостной воспитательно-образовательной ситуации в рамках совместной учебно-профессиональной деятельности.

Актуализация потребности курсантов в успешности преодоления профессиональных трудностей достигается:

-выбором внешних стимулов, обеспечивающих мотивацию курсантов к преодолению профессиональных трудностей;

-психологической и теоретической подготовкой курсантов по темам, разделам, модулям программного материала;

-изучением учебного плана, учебных программ, подбором и анализом психолого-педагогической и методической литературы, определением системы

знаний, умений и навыков обучающихся, подлежащих усвоению, определением целей теоретической подготовки обучаемых;

-организацией педагогического взаимодействия между курсантами и преподавателями, которое включает в себя создание ситуаций диалогового взаимодействия, собственную активность курсантов, проявляющуюся в ответных действиях, в самообучении и саморазвитии.

Большое значение в решении поставленной проблемы отводится созданию эвристической образовательной среды на основе междисциплинарного взаимодействия педагогов военного вуза. Образовательная среда определяется в педагогике как пространство социальных коммуникаций, которое вовлекает субъекта образования в процесс  освоения, потребления, обмена и распространения культурных ценностей.

 Особенностями создания эвристической образовательной среды в процессе обучения курсантов является строгая регламентация их деятельности, в том числе и учебной; необходимость выполнения задач по несению службы в нарядах обеспечение хозяйственной деятельности и др. При этом функции эвристической образовательной среды (коммуникативная, информационная, когнитивная, эмоциональная, организационно - деятельностная) представляются через понимание человека как субъекта общения, необходимость самостоятельного поиска решений сложных задач. В широком смысле эвристическая образовательная среда есть подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, требующих нестандартного решения и активизации творческого мышления. Она выражается в целостности специально организованных педагогических условий творческого (поискового) развития личности.

Эвристическую образовательную среду можно охарактеризовать как совокупность возможностей для обучения учащихся проявления и развития их
способностей и личного потенциала при решении проблемных задач; как средство обучения и воспитания; как предмет проектирования и моделирования процесса творчества в учебной деятельности; как объект психолого-педагогической экспертизы и мониторинга. Под эвристической образовательной средой в военном вузе обычно понимают психолого-педагогическую реальность, содержащую специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включения в социальное и пространственное предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуникативных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческого характера учебной деятельности курсантов.

Представляя эвристическую образовательную среду как сложную организационную деятельность при решении учебных проблемных задач, мы добиваемся формирования у обучаемых специальных умений и навыков организации поиска решения таких задач. Наиболее эффективной деятельностью которой развиваются продуктивные способы мышления, умения достигать цели и получать результат решения задачи, является эвристическая деятельность в созданной образовательной среде. Для реализации данного педагогического условия необходимо организовать исследовательскую и научную работу курсантов и педагогов в процессе подготовки к научным конференциям, семинарам, конкурсам, написания рефератов и курсовых работ по тактическим дисциплинам, проведения курсантами отдельных занятий по самостоятельно созданным проектам. Это требует специальной подготовки преподавателей вуза. В числе апробированных средств, используемых в военных вузах страны, можно назвать проведение специальных занятий в днях командирской подготовки, организацию педагогических семинаров по теме исследования, выступления на ученых (педагогических) советах, проведение межкафедральных совещаний преподавателей военного вуза, направленных на создание меж предметных связей при решении комплекса ситуационных задач и  моделирования  курсантами своей учебной деятельности на основе имитации профессионального контекста.

Моделировать в педагогике значит создавать такие средства, технологии, использование которых направлено на достижение поставленных целей, развитие всех участников педагогического процесса. При моделировании создаются варианты предстоящей деятельности и прогнозируется ее результат. Объектом  моделирования выступает процесс учебной деятельности курсантов, в ходе которого они учатся преодолевать профессиональные трудности на основе имитации профессионального контекста.

Учитывая особенности воинской службы, при моделировании учебной деятельности курсантов, направленной на преодоление ими профессиональных трудностей на основе имитации профессионального контекста в учебном процессе, необходимо обеспечить:

проведение разъяснительной работы о необходимости и целесообразности моделирования процесса преодоления профессиональных трудностей;

-определение целей учебной деятельности с учетом достигнутого уровня сформированности исследуемых способностей при определении цели
учебной деятельности;

-включение курсантов в процесс планирования, конструирования и организацию учебной деятельности по формированию исследуемых способно-
стей;

-привлечение преподавателей к обсуждению проблем и трудностей моделирования, разработка совместно с курсантами путей их преодоления;

-ориентирование как на близкие учебные цели, так и на далекие перспективы профессиональной деятельности;

-создание нескольких вариантов, алгоритмов преодоления профессиональных трудностей и обоснование наиболее приемлемого;

-организацию самодиагностики, самоанализ своих достижений, возможностей, проблем и трудностей;

-анализ рефлексии на каждом этапе учебной деятельности;

-отслеживание результатов и внесение соответствующих корректив в модель педагогической работы по формированию исследуемых способностей;

-учет особенностей развития и саморазвития, которые должны найти отражение при моделировании учебной деятельности курсантов;

-учет факторов, влияющих на процесс формирования исследуемых способностей;

- разработку программы изучения конкретных учебных дисциплин, имеющих особое значение (вызывающих наибольшие трудности при изучении),

-план изучения сложной темы, решение лично значимой проблемы;

-разработку совместно с преподавателями индивидуальной образовательной программы для курсанта;

-составление индивидуального образовательного плана;

-определение учебного плана на каждую тактическую дисциплину как
часть образовательного плана.

Научные исследования и опыт убеждают в том, что формирование способностей к преодолению профессиональных трудностей у курсантов будет невозможно, если не обеспечить у них в процессе учебной деятельности уверенности в себе при решении профессиональных задач. В военной педагогике давно существует принцип: «Учить войска тому,

что необходимо на войне». При этом проведенный анализ показывает, что военные педагоги, как правило, редко считаются с тем, что обучаемые обладают различными инди-
видуальными способностями, и считают, что чем больше трудностей создается курсанту в процессе обучения, тем он лучше будет подготовлен к пре-одолению профессиональных трудностей в войсках.

Конечно, если не создавать определенных трудностей в учебной деятельности, то обучаемый будет неудовлетворен учебной деятельностью, не сможет реализоваться в ней и в результате не получит необходимых навыков для преодоления профессиональных трудностей в реальных условиях. Поэтому в подготовке будущих офицеров всегда актуальным остается принцип русского полководца А.В. Суворова: «Трудно в учении, легко в бою».

При организации подготовки курсантов к преодолению профессиональ ных трудностей необходимо обеспечить выбор оптимальных методов, форм и средств обучения; оптимальный выбор целей, задач и содержания материала конкретного учебного занятия; определение необходимого времени на изучение материала; учет материальной оснащенности, наличие оборудования, наглядных пособий, технических и других материальных средств; диагностику уровня проявления у обучаемых исследуемых способностей.

 

источники и  литература:

 

1 Аксенов К.В. Пути повышения профессиональной подготовки выпускника военного вуза // Тезисы докладов на 6 областной научно методической конференции

 «Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов в вузе» [Текст]/К.В. Аксенов. - Ярославль, 2001. - С. 112 - 114.

2 Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований [Текст]/Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1982. - 195 с.

3 Байбородова Л.В. и др. Изучение эффективности воспитательной системы школ [Текст]/Л.В. Байбородова. - Псков, 1994. - 91 с.

4 Желтобрюх С.П. Педагогические условия социальной адаптации курсантов военно-экономического вуза: Дис. ...канд. пед. наук [Текст]/С.П.Желтобрюх. - Ярославль, 1998. - 137 с.

5 Ростунов А.Т. Формирование профессиональной пригодности будущих офицеров [Текст]/А.Т. Ростунов. - М.: Воениздат, 1982. - 526 с.

6 Рубинштейн С.А. Проблемы общей психологии [Текст]/С.А. Рубинштейн. - 2-е изд. М.; Педагогика, 1976. - 386с.

7 Семенов В.А. Мысли современного офицера [Текст]/В.А. Семенов // О долге и чести воинской в Российской армии. - М.: Воениздат, 1990. - 395с.

Хостинг от uCoz